Ежедневно мы слышим, читаем, произносим или пишем десятки фамилий наших друзей, родственников, знакомых, коллег. У каждого человека есть фамилия, которая записана в паспорте, свидетельстве о рождении, браке. Однако, не смотря на это, не многие из нас задумываются над происхождением или возрастом своей фамилии. Запомнив с детства, мы на протяжении всей жизни повторяем ее как нечто раз и навсегда данное и очень значимое.
После 988 г. каждый славянин во время официальной церемонии крещения получал от священника крестильное имя, которое служило только одной цели — обеспечить человека личным именем. Крестильные имена соответствовали именам святых и были, следовательно, обычными христианскими именами.
Нередко древние славяне к имени новорожденного присоединяли имя его отца, обозначая тем самым принадлежность к определенному роду. Связано это с тем, что крестильных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Дополнение же к имени человека в виде отчества помогало решать проблему идентификации.
Фамилия Анчутин образована от имени Анчута, которое является старинной народной формой церковного имени Антипа (Антип). Имя Антипа в переводе с греческого, возможно, означает «противник всего».
Одним из покровителей этого имени является Священномученик Антипа - ученик святого апостола Иоанна Богослова. Он был епископом Пергамской Церкви в царствование императора Нерона. В те времена всех, кто не приносил жертвы идолам, подвергали казни или изгнанию. Тогда был заточен на остров Патмос святой апостол Иоанн Богослов.
Святитель Антипа своим примером, твердой верой и неустанной проповедью о Христе достиг того, что жители Пергама начали уклоняться от жертвоприношений идолам. Языческие жрецы упрекали епископа в том, что он отвращает народ от поклонения языческим богам, и требовали прекратить проповедь о Христе и принести жертву идолам. Однако Антипа ответил, что не станет служить богам-бесам. За отказ от поклонения идолам, священномученик Антипа был жестоко наказан. После смерти Святого Антипа его гробница стала источником чудес и исцелений от различных болезней.
Не исключено и то, что именование Анчута восходит к нарицательному «анчутик». Так в восточнославянской мифологии назывался злой дух, одно из самых древних названий беса, русский вариант чертёнка. В такоа случае, именование Анчута могло быть мирским именем. Наличие второго, мирского, имени было своеобразной данью древней славянской традиции двуименности. Ее целью было сокрытие главного, церковного имени от «нечисти» и «злых духов».
Вероятно, имя Анчута выполняло охранительную функцию. На Руси был распространен обычай давать детям имена со значением противоположным тому, что желали им родители. Считалось, что нечистая сила и различные пороки не трогают людей, которые носят их имена. Так, называя ребенка именем Анчута, родители желали, уберечь его от злых духов.
Уже в XV–XVI веках в среде богатых людей начинают закрепляться и передаваться из поколения в поколение фамилии, обозначающие принадлежность человека к конкретной семье. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами –ов /-ев, -ин, изначально указывающие на имя главы семейства. Таким образом, потомок человека, обладающего именем Анчута, со временем получил фамилию Анчутин.
О точном месте и времени возникновения фамилии Анчутин в настоящее время говорить сложно, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Тем не менее, фамилия Анчутин представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.