Ежедневно мы слышим, читаем, произносим или пишем десятки фамилий наших друзей, родственников, знакомых, коллег. У каждого человека есть фамилия, которая записана в паспорте, свидетельстве о рождении, браке. Однако, не смотря на это, не многие из нас задумываются над происхождением или возрастом своей фамилии. Запомнив с детства, мы на протяжении всей жизни повторяем ее как нечто раз и навсегда данное и очень значимое.
После 988 г. каждый славянин во время официальной церемонии крещения получал от священника крестильное имя, которое служило только одной цели — обеспечить человека личным именем. Крестильные имена соответствовали именам святых и были, следовательно, обычными христианскими именами.
Нередко древние славяне к имени новорожденного присоединяли имя его отца, обозначая тем самым принадлежность к определенному роду. Связано это с тем, что крестильных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Дополнение же к имени человека в виде отчества помогало решать проблему идентификации.
Фамилия Афончин образована от имени Афонча, которое восходит к каноническому мужскому имени Афанасий, означающему в переводе с древнегреческого «бессмертие».
Одним из покровителей этого имени является Афанасий Александрийский. Однажды, как гласит предание, отрок Афанасий играл с другими детьми на берегу моря в обряд крещения и в шутку был избран «епископом». Все это наблюдал из окна Патриарх Александрийский, святой Александр. Он велел привести к себе детей и их родителей, долго беседовал с ними и, удостоверившись, что крещение, совершенное детьми в игре, было во всем согласно с церковным уставом, признал его действительным и дополнил миропомазанием.
С этого времени Патриарх наблюдал за духовным воспитанием Афанасия, и со временем ввел его в служители, сначала чтецом, а затем посвятил в сан диакона. После смерти Александра Афанасий был рукоположен в епископы и поставлен во главе Александрийской церкви.
Более сорока лет святитель Афанасий управлял церковью, испытав много гонений и скорбей от своих противников. Когда Юлиан Отступник начал гонение на христиан, то его гнев в первую очередь обрушился на Афанасия, почитавшегося великим столпом православия.
Не исключено и то, что именование Афонча могло быть краткой формой имен Агафон (в переводе с древнегреческого «благо, добро») и Афоний (в переводе с древнегреческого «щедрый; богатый»).
Вероятно, основатель рода Афончиных был человеком из простого сословия. Дело в том, что полными именами звались в основном представители социальной верхушки, знати или семей, пользовавшихся в данной местности большим авторитетом. Выходцев же из других сословий, как правило, звали уменьшительными, производными именами.
Уже в XV–XVI веках в среде богатых людей начинают закрепляться и передаваться из поколения в поколение фамилии, обозначающие принадлежность человека к конкретной семье. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами –ов /-ев, -ин, изначально указывающие на имя главы семейства. Таким образом, потомок человека, обладающего именем Афонча, со временем получил фамилию Афончин.
О точном месте и времени возникновения фамилии Афончин в настоящее время говорить сложно, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Тем не менее, фамилия Афончин представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.