Фамилия Ахазов относится к распространенному типу еврейских фамилий.
Большая часть иудейских фамилий стала производной от мужских имен. Как правило, при рождении евреям давались древнееврейские, в основном библейские имена, многие из которых впоследствии были приняты греческой православной церковью и таким образом попали к славянам.
Фамилия Ахазов образована от еврейского мужского имени Ахаз, что в переводе на русский язык означает «владетель».
Известный обладатель имени - Ахаз, сын Иоафама, 11-й царь Иудейский (около 735-727 г. до Р. Хр.), был одним из самых нечестивых царей; он зашел так далеко, что сжигал своих собственных детей в жертву идолам; он повсюду поставил алтари хананейским божествам и поклонялся им. Сирийские и израильские войска опустошали его страну, и в это время Ахаз, самый недостойный царь, получил через пророка Исайю пророчество об Эммануиле. Ахаз не доверился Господу, но искал помощи у ассирийского царя Феглаффелласара и отправился в Дамаск, чтобы выразить ему покорность. Оттуда он привез образец жертвенника и порядок идольского служения и приносил жертвы богам Дамасским. Ахаз взял сокровища из храма Господня (частью для того, чтобы уплатить ассирийцам дань в результате неудачной войны), погасил светильники и жертвенные огни в святилище и, наконец, совершенно запер храм.
Традиционно в еврейских семьях при выборе имени следовали определенным правилам. Прежде всего, евреям запрещалось называть своих детей именем, которое не носили их предки. Поэтому широко использовались имена ближайших родственников: отца, матери, деда, бабки и т. д.
Среди ашкеназских евреев не принято давать ребенку имя человека, который жив. Соответственно, новорожденных нарекали в честь умерших людей.
Кроме того, у евреев широко распространен обычай давать детям имена праотцов еврейского народа, великих цадиков, известных раввинов. Считается, что заслуги и праведность великого человека помогают тому, кто носит его имя, идти по верному жизненному пути.
Следует также отметить, что выбор имени у евреев во многом зависит от степени приверженности родителей традиционным ценностям еврейского народа. Так, в глубоко религиозных семьях детей обычно называют Йицхак, Шмуэль, Яаков, Йисраэль. В нерелигиозных семьях значительная часть детей носит такие изобретенные их родителями имена, как Рон и Гай, Ирис и Орли.
Исторически так сложилось, что у евреев человек и его имя всегда составляли одно неразрывное целое, а потому к выбору имени всегда относились очень ответственно. Достаточно сказать, что Господь, согласно Библии, вывел иудеев из египетского рабства именно за то, что они не побоялись гонений и сохранили свои еврейские имена.
Все это свидетельствует о том, что фамилия Ахазов представляет собой замечательный памятник европейской письменности и культуры.
Однако процесс формирования фамилий был достаточно длительным, поэтому окончательно говорить о точном месте и времени возникновения фамилии Ахазов можно лишь на основании генеалогических исследований.