Так и представитель рода Бабакановых может по праву гордиться своей фамилией как ценным источником семейной истории: передаваясь из поколения в поколение, фамилия по сей день хранит память о происхождении человека.
Фамилия Бабаканов является самобытным памятником восточной культуры. Как правило, фамилии такого типа проникали в Россию в результате культурных контактов славян с тюркоязычными народами: татарами, печенегами, половцами, узами и др.
Основная масса тюркских имен и прозвищ была принесена на Русь татаро-монголами - выходцами из Золотой Орды - в конце XIV-XV века. Некоторые же именования (в частности, половецкого и печенежского происхождения) встречались у славян и в более ранние времена, поскольку контакты русичей с представителями этих племен совершались и до татаро-монгольского нашествия.
В XV веке после присоединения к Московскому княжеству Казани частым явлением стал переход татар на службу русского воинства. За военные заслуги некоторым татарам даровались поместья и присуждался дворянский чин. Со временем иноязычные подданные Русского государства принимали православие и женились на русских. Потомки же татарско-русских родов полностью адаптировались к местным традициям и начинали жить в соответствии с русским укладом.
Фамилия Бабаканов образована от восточного мужского имени Бабакан, которое, в свою очередь, является составным и восходит к двум тюркским словам: «баба», что в переводе на русский язык означает «отец», и «кан» – «правитель», «хан».
Слово «хан» употреблялось для обозначения тюркского и монгольского титула. Первоначально оно обозначало вождя племени (например, у кочевников Ирана и Афганистана). При Сельджукидах и хорезмшахах слово «хан» приобрело значение княжеского титула, в Монгольской Империи XIII-XIV вв. ханом называли правителя улуса.
В государствах, образовавшихся после распада Монгольской Империи, Хан — титул государя, в Османской империи — титул султана. В Иране при Сефевидах слова «хан», «кан» использовались по отношению к правителю области, а также для обозначения одного из титулов военно-феодальной знати. Позже они стали добавляться к мусульманским мужским именам с пожеланием ребенку в будущем ханской власти и богатства.
Уже в XV–XVI веках начинают передаваться из поколения в поколение первые фамилии, которые подчеркивали принадлежность человека к конкретной семье. Они непременно указывали на именование главы семейства. В результате имя или прозвище человека закреплялось за его потомками и домочадцами, оформляясь при этом различными суффиксами.
Как правило, это были русские суффиксы принадлежности -ов/-ев, -ин. Реже использовались суффиксы -ский/-цкий, а также -онок/-енок, -енко, -ко, -ец, -ек, -ович/-евич и другие, свойственные украинцам, белорусам и полякам. Иногда же именование главы семейства переходило к потомку в неизменной форме. Таким образом, потомок человека, которого звали Бабаканом, со временем получил фамилию Бабаканов.
Безусловно, фамилия Бабаканов представляет собой замечательный памятник восточной культуры. Однако процесс формирования каждой отдельной фамилии мог быть длительным и не всегда имел привязку только к одной местности, поэтому окончательно говорить о точном времени и месте происхождения фамилии Бабаканов можно лишь на основании серьезных генеалогических исследований.