Так и представитель рода Бабасовых может по праву гордиться своей фамилией как ценным источником семейной истории: передаваясь из поколения в поколение, фамилия по сей день хранит память о происхождении человека.
Фамилия Бабасов является самобытным памятником восточной культуры. Как правило, фамилии такого типа проникали в Россию в результате культурных контактов славян с тюркоязычными народами: татарами, печенегами, половцами, узами и др.
Основная масса тюркских имен и прозвищ была принесена на Русь татаро-монголами - выходцами из Золотой Орды - в конце XIV-XV века. Некоторые же именования (в частности, половецкого и печенежского происхождения) встречались у славян и в более ранние времена, поскольку контакты русичей с представителями этих племен совершались и до татаро-монгольского нашествия.
В XV веке после присоединения к Московскому княжеству Казани частым явлением стал переход татар на службу русского воинства. За военные заслуги некоторым татарам даровались поместья и присуждался дворянский чин. Со временем иноязычные подданные Русского государства принимали православие и женились на русских. Потомки же татарско-русских родов полностью адаптировались к местным традициям и начинали жить в соответствии с русским укладом.
Тесное общение русских с тюрками послужило причиной появления у славян не только личных имен, но и прозвищ тюркского происхождения. Тюркоязычное именование мог получить ребенок, рожденный в смешанном браке, или же этнический славянин, породнившийся с каким-либо тюркским родом. Со временем имя или прозвище закреплялось за человеком в качестве наиболее употребительного именования и ложилось в основу фамилии.
Фамилия Бабасов образована от прозвища Бабас, которое восходит к карачаево-балкарскому существительному «бабас», что в переводе на русский язык означает «дед». Вероятно, таким прозвищем нарекли ребенка, у которого не было отца, воспитывавшегося дедушкой.
Согласно другой версии, прозвище Бабас получил пожилой человек. В народной традиции большую роль играла преемственность — накопление опыта и передача его следующим поколениям. Человек традиционно ссылался на опыт дедов и прадедов в обоснование и своих поступков, и своих прав. Старики были главными авторитетами в хранении нравственно-эстетических традиций, знатоками фольклора и хранителями исторического знания, поэтому нормой этики было уважение к старику, стремление почтить его возраст и опыт.
Существует гипотеза, по которой в основе фамилии Бабасов лежит армянское мужское имя Бабас – «обжора».
Уже в XV–XVI веках начинают передаваться из поколения в поколение первые фамилии, которые подчеркивали принадлежность человека к конкретной семье. Они непременно указывали на именование главы семейства. В результате имя или прозвище человека закреплялось за его потомками и домочадцами, оформляясь при этом различными суффиксами.
Как правило, это были русские суффиксы принадлежности -ов/-ев, -ин. Реже использовались суффиксы -ский/-цкий, а также -онок/-енок, -енко, -ко, -ец, -ек, -ович/-евич и другие, свойственные украинцам, белорусам и полякам. Иногда же именование главы семейства переходило к потомку в неизменной форме.
Безусловно, фамилия Бабасов представляет собой замечательный памятник восточной культуры. Однако процесс формирования каждой отдельной фамилии мог быть длительным и не всегда имел привязку только к одной местности, поэтому окончательно говорить о точном времени и месте происхождения фамилии Бабасов можно лишь на основании серьезных генеалогических исследований.