Слово «фамилия» (арм. «азганун») на армянском языке означает имя клана. Однако первоначально родовых наименований в привычном понимании не было, поскольку люди жили маленькими группами, изолированно друг от друга, поэтому в официально закрепленных фамилиях не было необходимости. В случае если в одном поселении жили несколько Ашотов или несколько Мгеров, то определяли их следующим образом: например, Ашот – внук Зураба, или Мгер – внук Саака.
Другим, не менее распространенным способом идентификации личности было использование прозвищ, содержащих в себе указание на какую-либо особенность человека (например, хромой Ашот или Наира, имеющая десять детей).
Значительная часть армянских фамилий ведет свое начало от крестильных имен, пришедших на территорию Армении вместе с христианством, которое армянский народ принял гораздо раньше славян — в IV столетии.
Однако на протяжении длительного времени значительную часть армянского именника составляли древние национальные имена. В прошлом большинство народов Европы и Азии верили в судьбоносную силу имени. Поскольку имя (или личное прозвище) сопровождало человека на протяжении всего его жизненного пути, считалось, что оно способно предопределить будущее, повлиять на характер индивида. Поэтому во все времена существовали так называемые «обрядовые имена», которые родители давали своим детям, желая, чтобы в дальнейшем им сопутствовали успех и благополучие, здоровье и богатство, сила и ловкость. )
Кроме того, армянская ономастика унаследовала весьма существенные арабские, персидские и особенно турецкие элементы.
Фамилия Бабаханян образована от восточного мужского личного имени Бабахан, которое является составным и восходит к двум тюркским словам: «баба» и «хан». Первая часть имени - «баба-» - в переводе на русский язык означает «отец, батюшка».
Вторая часть фамилии — «-хан» — образована от тюркских «хаган, хакан, каган» — «властитель, монарх». Слово «хан» употреблялся для обозначения тюркского и монгольского титула. Первоначально «хан» обозначал вождя племени (например, у кочевников Ирана и Афганистана). При Сельджукидах и хорезмшахах слово «хан» приобрело значение княжеского титула, в Монгольской Империи XIII-XIV вв. ханом называли правителя улуса.
В государствах, образовавшихся после распада Монгольской Империи, Хан — титул государя, в Османской империи — титул султана. В Иране при Сефевидах слово «хан» использовалось по отношению к правителю области, а также для обозначения одного из титулов военно-феодальной знати. Позже слово «хан» стало добавляться к мусульманским мужским именам с пожеланием ребенку в будущем ханской власти и богатства.
Необходимость фамильных именований появилась с возникновением городов и развитием торгово-экономической жизни Армении. Самыми первыми официально закрепленные фамилии получили представители высшего света (Арцруни, Аматуни, Мамиконяны, Рштуни). В дальнейшем, упоминая именитые роды, к фамилиям прибавляли слова «азг» («род») или «тун» («дом», «дым»). Например, «Род Мамиконянов», «Род Рштуни», или «Дом Арцруни» и т. д.
Поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным, окончательно говорить о точном месте и времени возникновения рода Бабаханян можно лишь на основании глубоких генеалогических исследований. Тем не менее, фамилия Бабаханян представляет собой замечательный памятник письменности и культуры Закавказья.