Так и представитель рода Баротевых может по праву гордиться своей фамилией как ценным источником семейной истории: передаваясь из поколения в поколение, фамилия по сей день хранит память о происхождении человека.
Фамилия Баротев является самобытным памятником восточной культуры. Как правило, фамилии такого типа проникали в Россию в результате культурных контактов славян с тюркоязычными народами: татарами, печенегами, половцами, узами и др.
Основная масса тюркских имен и прозвищ была принесена на Русь татаро-монголами - выходцами из Золотой Орды - в конце XIV-XV века. Некоторые же именования (в частности, половецкого и печенежского происхождения) встречались у славян и в более ранние времена, поскольку контакты русичей с представителями этих племен совершались и до татаро-монгольского нашествия.
В XV веке после присоединения к Московскому княжеству Казани частым явлением стал переход татар на службу русского воинства. За военные заслуги некоторым татарам даровались поместья и присуждался дворянский чин. Со временем иноязычные подданные Русского государства принимали православие и женились на русских. Потомки же татарско-русских родов полностью адаптировались к местным традициям и начинали жить в соответствии с русским укладом.
Фамилия Баротев образована от имени Барот, которое является таджикской и узбекской формой арабского мужского имени Бараат, что в переводе на русский язык означает «очищение». Обычно таким именем родители нарекали ребенка, родившегося в благословенную ночь Бараата. Она отмечается в ночь на 15 шаабана. В давние времена, когда не было ислама, арабы в это время праздновали Новый год. Летнее солнцестояние приходилось как раз в эту пору, и тогда же начинался отсчет будущего года.
Новый годичный круг надо было начинать без обид и грехов. В это время поминались усопшие и приносились искупительные жертвы. Ислам сохранил искупительные обряды, которые существовали и в доисламские времена. По древним обрядам в Ночь творения совершается трясение древа жизни. На его листьях есть имена всех живущих. Если имена людей написаны на опавших листьях, то их ожидает смерть в течение года. Аллах нисходит с престола на нижнее из семи небес. Через открытые Адамом небеса он слушает молитвы верующих. Мусульмане в это время совершают особые молитвы за тех, кто умер, а также в искупление грехов. Кроме того, они дают обещания на будущее, подают милостыню и посещают места захоронения праведников.
Уже в XV–XVI веках начинают передаваться из поколения в поколение первые фамилии, которые подчеркивали принадлежность человека к конкретной семье. Они непременно указывали на именование главы семейства. В результате имя или прозвище человека закреплялось за его потомками и домочадцами, оформляясь при этом различными суффиксами.
Как правило, это были русские суффиксы принадлежности -ов/-ев, -ин. Реже использовались суффиксы -ский/-цкий, а также -онок/-енок, -енко, -ко, -ец, -ек, -ович/-евич и другие, свойственные украинцам, белорусам и полякам. Иногда же именование главы семейства переходило к потомку в неизменной форме. Таким образом, потомок человека, которого звали Баротом, со временем получил фамилию Баротев.
Безусловно, фамилия Баротев представляет собой замечательный памятник восточной культуры. Однако процесс формирования каждой отдельной фамилии мог быть длительным и не всегда имел привязку только к одной местности, поэтому окончательно говорить о точном времени и месте происхождения фамилии Баротев можно лишь на основании серьезных генеалогических исследований.