Фамилия это родовое наследственное имя, указывающее на принадлежность человека к одному роду, или к одной семье...

В базе:
236379

происхождений фамилий


Поиск фамилии

Похожие фамилии

Происхождение фамилии Барсэл

Фамилия Барсэл является самобытным памятником восточной культуры. Как правило, фамилии такого типа проникали в Россию в результате культурных контактов славян с тюркоязычными народами: татарами, печенегами, половцами, узами и др. Основная масса тюркских имен и прозвищ была принесена на Русь татаро-монголами - выходцами из Золотой Орды - в конце XIV-XV века. Некоторые же именования (в частности, половецкого и печенежского происхождения) встречались у славян и в более ранние времена, поскольку контакты русичей с представителями этих племен совершались и до татаро-монгольского нашествия.

В XV веке после присоединения к Московскому княжеству Казани частым явлением стал переход татар на службу русского воинства. За военные заслуги некоторым татарам даровались поместья и присуждался дворянский чин. Со временем иноязычные подданные Русского государства принимали православие и женились на русских. Потомки же татарско-русских родов полностью адаптировались к местным традициям и начинали жить в соответствии с русским укладом.

Фамилия Барсэл образована от аналогичного прозвища, которое восходит к нарицательному «барсилы». Барсилы (барселы, берсилы, баслы) — это средневековое племя, родственное хазарам и булгарам либо тесно связанное с ними. После нашествия гуннов барсилы становятся известны в Предкавказье. В VI веке они упоминаются среди народов, подчинившихся псевдоаварам. В середине VII века их кочевья занимали район низовий Волги, так называемый «Черный остров», откуда их теснили хазары.

Кроме этнонима «барсил» средневековые источники знают также страну Берсилию, или, в арабском варианте, ал-Баршалию, которая выступает исходным пунктом экспансии хазар в Европе. Наиболее подробное указание на ее местоположение приводится у историка Михаила Сирийского (XII век): «Два других брата пришли в страну алан, называемую Берсилия, в которой римлянами были построены города Каспия, называвшиеся вратами Дербент». Византийские авторы называют Берсилию «самой дальней областью Первой Сарматии» или областью «рядом с Сарматией».

Относительно этнической принадлежности барсил в историографии существуют две точки зрения. В пользу обеих есть весомые аргументы, но в силу недостатка исторических и отсутствия лингвистических материалов окончательно предпочесть одну другой невозможно. Одни исследователи считают их частью местного иранского населения, в пользу чего свидетельствуют их ранние упоминания, а также прямое указание Михаила Сирийского на страну алан как их родину. Другие ученые рассматривают барсил как пришлую тюркскую группу, а упоминания о них в догуннское время считают анахроничными.

В пользу тюркоязычности барсилов говорит прозрачная тюркская этимология самого этнонима, где «барс» - тотемное животное, а «эль/иль» - народ в карачаево-балкарском, татарском и других тюркских языках. Кроме того, карачаево-балкарцы оспаривают у осетин ираноязычность алан, не без оснований считая, что аланы изначально являлись тюркоязычным народом и были предками современных карачаево-балкарцев. Веским дополнительным свидетельством в пользу данной версии являются обнаруженные недавно эпитафии на Тесинской и Терхинской стелах, где барсилы упоминаются как огузское (тюркское) племя и фигурирует их вождь Беди Берсил, живший в середине VI века, в эпоху тюркского кагана Бумына.

Таким образом, можно предположить, что прозвище Барсэл указывало на этническую принадлежность предка обладателя фамилии Барсэл.

Безусловно, фамилия Барсэл представляет собой замечательный памятник восточной культуры. Однако процесс формирования каждой отдельной фамилии мог быть длительным и не всегда имел привязку только к одной местности, поэтому окончательно говорить о точном времени и месте происхождения фамилии Барсэл можно лишь на основании серьезных генеалогических исследований.