Так и представитель рода Басавиных может по праву гордиться своей фамилией как ценным источником семейной истории: передаваясь из поколения в поколение, фамилия по сей день хранит память о происхождении индивида.
Фамилия Басавин является самобытным памятником мордовской культуры. Значительное количество мордовских фамилии, бытующих в настоящее время, содержат в своей основе дохристианское мордовское личное имя. Основу многих фамилий мордвы составили не только мордовские дохристианские личные имена, но и русские дохристианские личные имена, христианские имена, большей частью греческого происхождения, воспринятые также от русских по мере христианизации мордвы и распространения среди нее русской культуры, а также некоторые доисламские и исламские имена.
Фамилия Басавин образована от мордовского женского имени Басава, которое восходит к существительному «бас», что в переводе с мордовского на русский язык означает «бог». Это имя образовано с помощью суффикса –ава, имеющего значение «женщина». Таким образом, имя Басава дословно переводится как «женщина, принадлежащая Богу».
Согласно другой, менее правдоподобной версии, фамилия Басавин образована от имени Басава, которое представляет собой народную форму крестильного мужского имени Василий. В переводе с греческого на русский язык оно означает «царский, царственный». У русских имя Василий с XV по XIX в. занимало по частоте второе место после имени Иван, поэтому от него происходит большое количество форм. Все они ложились в основу фамилий.
Скорее всего, основатель рода Басавиных был человеком из простого сословия. Дело в том, что полными именами звались в основном представители социальной верхушки, знати или семей, пользовавшихся в данной местности большим авторитетом. Выходцев же из других сословий, как правило, звали уменьшительными, производными именами.
Василий – имя нескольких известных святых и религиозных деятелей: святого и мученика Василия Афинянина, святого мученика IV века Василия Анкирийского, новгородского святителя Василия Блаженного, совершившего подвиг юродства и неустанно обличавшего ложь и лицемерие.
Славяне верили, что если дать ребенку имя святого, то жизнь его станет светлой, хорошей, и любые трудности он будет преодолевать очень легко, потому что существует незримая связь между именем и его святым покровителем.
Внедрение в мордовскую среду имен и особенно фамилий, образованных по русской модели, было связано не столько с введением христианства, сколько с потребностями государственного делопроизводства. Путаница в именах создавала большие затруднения государственной власти в учете населения, раскладке, налогов, ведении судебных дел, розыске беглых крестьян и т.п. Таким образом, потомок человека, обладающего именем Басава, со временем получил фамилию Басавин.
Безусловно, фамилия Басавин представляет собой замечательный памятник славянской культуры. Однако процесс формирования каждой отдельной фамилии мог быть длительным и не всегда имел привязку только к одной местности, поэтому окончательно говорить о точном времени и месте происхождения фамилии Басавин можно лишь на основании серьёзных генеалогических исследований.