Самые ранние по времени происхождения грузинские фамилии были образованы от дохристианских народных имен (таких, как Дато - «медведь», Кориа – «ястреб», Мзия – «солнце»). Подобные имена существовали у многих народов мира. Дело в том, что до введения христианства наречение ребёнка именем, представляющим собой название животного, растения или природного явления было очень распространённой традицией. Это соответствовало языческим представлениям человека о мире. Подобные имена нередко содержали отношение родителей к ребенку (Нугеша – «утешение») или их пожелание ему, каким он должен стать в будущей жизни.
Наряду с исконно грузинскими бытовали имена, пришедшие из персидского, арабского, турецкого, еврейского и армянского языков. Они были заимствованы в глубокой древности, поэтому не претерпели никаких изменений и сохранились в исходной форме.
В начале IV века в Грузии было принято христианство, и детям стали давать христианские имена. Греческие календарные имена получили большое распространение и постепенно стали вытеснять мусульманские. Однако христианские имена, в отличие от турецко-арабских, нередко претерпевали изменения. Так появились Акаки, Амброси, Геронти, Павле, Тевдоре, Текле, Елисабед, Маро, Агати – грузинские аналоги греческих имен.
На первой стадии формирования грузинские фамилии содержали в себе два компонента: личное имя и имя или прозвище отца, которое могло указывать на занимаемую должность, профессию или на место рождения.
Фамилия Басканчиладзе образовалась от прозвища Басканчил. Оно, скорее всего, произошло от тюркского слова «баскан» (киргизский «баскынчы», татарский «баскын»), которое переводится как «налетчик, захватчик».
Сочетание букв «чил» в прозвище и фамилии Басканчиладзе, предположительно, представляет собой слияние двух суффиксов: -чи и –ил. Первый из них в тюркском языке не только указывает на род профессиональной деятельности человека, но и имеет значение принадлежности. Аффикс –ил является вариантом грузинского форманта –ел, указывающего на происхождение человека. Таким образом, прозвище Басканчил в буквальном смысле означает «из рода захватчика».
Вполне возможно, что заимствование тюркской основы произошло в период тесных контактов тюрков с грузинами. Во время монгольских и сельджукских завоеваний некоторые тюркские племена (узы и печенеги) проникла в Малую Азию с Балкан и постепенно смешивалась с местным населением (греками, армянами, грузинами и др.). Поэтому не исключено, что под захватчиками в данном случае понимались представители других народностей, других культур.
Следует отметить, что грузинские суффиксы также могут многое рассказать о месте рождения основателя рода, а иногда – и о его материальном положении, достатке. Так, суффикс –дзе («сын») чаще всего встречается в Западной Грузии (Гурии, Имеретии, Аджарии). Суффикс –швили(«рожденный»), напротив, характерен для восточно-грузинских фамилий (районы Картлия, Кахетия, Месхетия и Джавахетия). Фамилии на –ия/-иа встречаются в Абхазии. А вот сванский суффикс –ани может указывать на знатное происхождение родоначальника.
Поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным, окончательно говорить о точном месте и времени возникновения рода Басканчиладзе можно лишь на основании глубоких генеалогических исследований. Тем не менее, фамилия Басканчиладзе представляет собой замечательный памятник письменности и культуры Закавказья.